22 KiB
Выпуск облачной неквалифицированной электронной подписи в Lexema-ECM администратором
Общее описание
Система "Lexema-ECM" поддерживает выпуск усиленной облачной неквалифицированной подписи (УНЭП) пользователям системы и подписание ей документов. Более подробно про УНЭП можно узнать в разделе [Виды электронных подписей](./../../../User manuals/ЭП/Виды ЭП.md#НЭП).
Схематично процесс выпуска УНЭП выглядит следующим образом:
Сертификат электронной подписи (ЭП) может быть выпущен как администратором системы, так и самим пользователем. Более подробно про выпуск сертификатов ЭП для себя можно прочесть в разделе [Выпуск облачной неквалифицированной электронной подписи в Lexema-ECM пользователем](./../../../User manuals/Кадровый ЭДО/Самост получ ЭП/Самост получ ЭП.md).
На проекте реализована возможность запрета самостоятельного выпуска сертификата пользователем, если он не оформлен в системе, как подключенный к КЭДО. Для этого в настройках учетной политики предприятия настройте константу ВыпускНЭП_ЗапретитьБезДатыПереходаНаКэдо со значением 1.
Для выпуска сертификатов УНЭП и привязки их к пользователям администратору системы необходима роль ECM_DigitalSignature.
!!! Примечание Если лимит по количеству выпускаемых сертификатов достигнут, то кнопка по выпуску сертификатов в панели документооборота автоматически скрывается. Лимит устанавливается в глобальных настройках.

Выпуск УНЭП администратором системы
Для выпуска сертификатов УНЭП пользователям необходимо в меню в группе "Администрирование", подгруппе "ЭП" выбрать пункт "Сертификаты пользователя (Лексема)".
Откроется форма "Привязка сертификатов ЭП к пользователям", с помощью которой можно осуществлять выпуск сертификатов ЭП в Лексеме. Данная форма также доступна из формы ["Управление пользователями"](./../../framework/User managment/Управление пользователями/Управление пользователями.md#Certs).
Для создания нового сертификата ЭП необходимо заполнить поле "Организация", выбрать пользователя в поле "Кому" и ввести срок действия сертификата в днях. Срок действия по умолчанию определён в конфигурационном файле системы, но с помощью соответствующего поля на форме можно выпустить сертификат с более длительным или более коротким сроком действия.
После заполнения полей необходимо нажать на кнопку "Создать сертификат в Лексеме и привязать к пользователю".
При нажатии на кнопку запускается процесс по формированию ЭП, появятся уведомления, сообщающие о произведённых действиях и событиях в системе:
- Сертификат создан;
- Создана заявка на выдачу сертификата;
- Создано заявление;
- Создана расписка;
- Сертификат готов к использованию.
Заявку на выдачу сертификата с приложенными к ней печатными формами заявления на выдачу и расписки в получении сертификата можно найти в реестре "Заявки на выпуск сертификатов ЭП". Также они автоматически вкладываются во вложение в заявке.
Если у пользователя не было созданных ранее сертификатов, новый сертификат будет выбран по умолчанию. Если у пользователя уже есть выбранный для подписи действующий сертификат ЭП, то, чтобы использовать для подписания новый сертификат, необходимо включить соответствующую опцию (поставить галочку) в поле "Выбрать".
!!! warning В [глобальных настройках](../Настройка ОНЭП Лексема/Настройка ОНЭП Лексема.md#globalSettings) системы можно настроить максимальное количество действующих (неотозванных) сертификатов в системе у каждого пользователя. Если лимит достигнут, создание сертификатов будет запрещено.
!!! note Удалить из системы созданный сертификат нельзя, но он может быть отозван администратором системы. В этом случае сертификат будет недоступен для использования и участвовать в подсчете количества действующих сертификатов у пользователя не будет.
После этого пользователю будет необходимо распечатать заявление на выдачу и расписку в получении сертификата, подписать их "мокрой" подписью и отнести в отдел кадров либо подписать действующей ЭП, если такая есть.
После доставки подписанных заявления и расписки в отдел кадров, необходимо в соответствующем документе реестра "Заявки на выпуск сертификатов ЭП" отметить галочкой поле "Оригинал получен" и сохранить изменения. Прикладывать сканы соответствующих документов с подписями не требуется. Форма доступа пользователю у которого назначена роль hr_docflow_hr.
Чтобы настроить доступ к данной форме необходимо:
- Перейте в Меню - Администрирование - Система - Роли приложения. В столбце Идентификатор найти и открыть роль hr_docflow_hr. В блоке "Вложенные роли" нажмите кнопку добавить и в поисковой строке найти техническую роль ECPCertificateApplication_write.
- Зайти в Меню - Администрирование - Система - Настройка пользователя. В открывшемся реестре найдите пользователя, которому необходимо назначить доступ. Во вкладке "Документооборот" в блоке Настройка прав по подразделениям и подтипам документов. В типе документа выбрать "Заявки на выпуск сертификатов", выбрать подраздление по которому у данного пользователя будет фильтроваться реестр.
Работа с формой "Заявки на выпуск сертификатов ЭП"
Выпуск сертификатов ЭП происходит при помощи заявок на выпуск. Чтобы создать новую заявку или открыть существующую, необходимо в меню в группе "Администрирование", подгруппе "ЭП" выбрать пункт "Заявки на выпуск сертификатов ЭП".
Откроется реестр заявок. В реестре некоторые строки могут быть выделены красным цветом. Это означает, что сертификаты ЭП, выданные по этим заявкам, являются недоступными для использования.
В приложении реализована возможность копирования заявки на выпуск сертификата. Копирование может использоваться в случае, например, когда одна квалифицированная электронная подпись используется по доверенности многими сотрудниками. Для это нажмите на кнопку "Копирование заявки". В открывшемся окне выберите организацию и пользователя, которому будет присвоен сертификат и нажмите "Копировать". Например, выберем сертификат Потапова Фёдора Максимовича и скопируем его сертификат для Васильева Марка Германовича.
В реестре появится заявка на выпуск сертификата Васильеву М.Г.
Просмотр заявки на выпуск сертификатов
Пример заполненного документа "Заявка на выпуск сертификата ЭП" с выпущенным сертификатом выглядит следующим образом:
Во вложениях находятся 2 документа: "Заявление на выдачу" и "Расписка в получении сертификата ЭП". Необходимо распечатать их, подписать "мокрой" подписью и отнести в отдел кадров либо подписать действующим сертификатом ЭП, если такой есть.
!!! note В расписке отображается qr-код для авторизации через [мобильное приложение](../../../User manuals/Начало работы/Мобильное приложение/Мобильное приложение.md#конфигурация).
После доставки подписанных заявления и расписки в отдел кадров, необходимо в соответствующем документе реестра "Заявки на выпуск сертификатов ЭП" отметить галочкой поле "Оригинал получен" и сохранить изменения. Прикладывать сканы соответствующих документов с подписями не требуется. Форма доступа пользователю у которого назначена роль hr_docflow_hr. О том как настроить доступ можно ознакомиться выше.
Создание новой заявки на выпуск сертификата
Для создании новой заявки в реестре нажмите кнопку "Создать".
При создании нового документа обязательными к заполнению полями являются: "Пользователь", "ФИО", "ИНН", "Паспорт", "Эл. почта" и "Телефон". Для автоматического заполнения требуемых полей достаточно выбрать пользователя в поле "Пользователь". Тогда эти поля заполнятся автоматически данными из справочника [сотрудников](../../СЭД/Справочники/Учет труда и кадров/Сотрудники/Сотрудники.md). Поля для электронной почты и номера телефона открыты для редактирования, так как именно они будут использоваться для работы с сертификатом ЭП. В поле "Тип ЭП" - указывается необходимый тип электронной подписи. Для выпуска сертификата нажмите соответствующую кнопку в панели инструментов".
При нажатии на кнопку запускается процесс по формированию ЭП, появятся уведомления, сообщающие о произведённых действиях и событиях в системе:
- Сертификат создан;
- Создана заявка на выдачу сертификата;
- Создано заявление;
- Создана расписка;
- Сертификат готов к использованию.
После выпуска сертификата автоматически заполняться поля "Номер", "Дата заявления на получение ЭЦП", "Дата расписки в получении ЭЦП", "Организация", "Отпечаток", "Дата выпуска сертификата".
После этого пользователю будет необходимо распечатать заявление на выдачу и расписку в получении сертификата, подписать их "мокрой" подписью и отнести в отдел кадров либо подписать действующей ЭП, если такая есть.
После доставки подписанных заявления и расписки в отдел кадров, необходимо в соответствующем документе реестра "Заявки на выпуск сертификатов ЭП" отметить галочкой поле "Оригинал получен" и сохранить изменения.
Автоматический выпуск сертификатов новым сотрудникам
На проекте возможно настроить автоматический выпуск сертификатов новым пользователям в системе. Для этого в планировщике задач необходимо настроить задачу "Выпуск сертификатов новым сотрудникам". Функция работает по следующему принципу: в случае если используется положение о КЭДО, то кандидаты подбираются если текущая дата больше либо равна дата перехода на КЭДО и есть логин в системе. В случае если положение о КЭДО не используется то по наличию логина в системе у сотрудника.
!!! warning Необходимо чтобы на всех филиалах был заведен SchedulerUser с правами администратора, и назначенной ролью DssAdmin, иначе будет ошибка что нет прав на создание сертификата.

По каждому сотруднику создается заявка на выпуск сертификатов, со вложенными документами: распиской в получении и заявлением на выдачу сертификата.
Выводимый текст редактируется с помощью константы Информация_в_заявке_на_выпуск_сертификата
Автоматический перевыпуск сертификатов у которых заканчивается срок действия
На проекте возможно настроить автоматический перевыпуск сертификатов у которых заканчивается срок действия. Для этого в планировщике задач необходимо настроить задачу "Выпуск новых сертификатов, когда истекают сроки". В настройках учетной политики должна быть включена константа "ЭЦП_количество_дней_за_сколько_отправтить_заявку_на_перевыпуск", где указывается значение количества дней по которому нужно проверять сертификаты. Если текущая дата меньше даты окончания действующего ЭП либо равна константе - то по каждому работнику автоматически формируется документ "Заявка на выпуск" с новым выпущенным сертификатом, с заявлением на выдачу сертификата, распиской в получении сертификата.
Маршрут документа состоит из одного этапа, в котором вставляется сотрудник с действием - Подписать ЭП.
Отзыв сертификата
Для отзыва сертификата электронной подписи необходимо выбрать соответствующую заявку в реестре и перейти внутрь нее, чтобы выбрать нужный сертификат для отзыва. В панели инструментов необходимо нажать на "Отозвать сертификат".
Во всплывающем окне необходимо проставить дату отзыва сертификата и нажать кнопку "Ок".
В панели инструментов появится информационное сообщение что сертификат отозван и код документа в реестре [отозванных сертификатов](../Отзыв ЭП/Отзыв ЭП.md)