При поступлении нового ОС/НМА изначально создается его карточка. Данные в карточке распределены по закладкам: Карточка объекта учета, Детализация, Дополнительно. На закладке **"Карточка объекта учета"** заполняются все необходимые данные (поля открытые на редактирование). Некоторые реквизиты в карточке заполняются по умолчанию (например, признаки и коэффициенты начисления бухг. и налог. амортизации, балансовый счет, счет отнесения затрат на амортизацию, текущее состояние, способ расчета износа). При нажатии на кнопку **«Акт приемки»** создастся и откроется акт приемки на данный инв. номер.
На закладке **"Детализация"** представлена информация по всем операциям в системе, по данному инвентарному номеру ОС. От приемки до списания. По двойному щелчку мышки осуществляется переход в документ.
Основное средство может появиться у предприятия различными способами: в результате его приобретения и последующего ввода в эксплуатацию, в результате строительства, в результате монтажа. В системе предоставляется возможность регистрации дополнительных затрат, связанных с приобретением и монтажом основного средства, и их отражение в первоначальной стоимости основного средства.
При принятии основного средства к учету в информационную базу вносятся сведения, необходимые для бухгалтерского учета и последующего начисления амортизации:
- счет бухгалтерского учета основного средства,
- счет амортизации,
- материально-ответственное лицо,
- способ амортизации,
- срок полезного использования основного средства.
Амортизация по всем основным средствам считается в начале каждого месяца с помощью документа **«Расчет амортизации»**.
Для отдельных объектов основных средств в качестве способа начисления амортизации можно указать «начисление износа». В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» для таких объектов вместо ежемесячного начисления амортизации в последний месяц года будет автоматически начисляться износ, отражаемый на забалансовом счете 010.
Данный документ формирует проводки по бухгалтерскому и налоговому учету.
Чтобы капиталовложение стало основным средством, необходимо принять его на 01 счет ОС в документе **«Акт приемки»**. Данные в Акте приемки распределены по закладкам:
При принятии основного средства к учету в систему вносятся сведения, необходимые для бухгалтерского учета и последующего начисления амортизации. Данные по кап. вложениям подтягиваются из Приходной накладной в Складском учете (в проводках по 08.04 необходимо указать инвентарный номер принимаемого ОС).
Основное средство может состоять из нескольких капиталовложений (например, если это дом, то его составными могут быть забор, вентиляционная система и т.п.). Для такого случая на форме есть таблица **«Капиталовложения»**, где указываются капиталовложения. Для заполнения списка капиталовложений нужно пользоваться кнопкой «Кап. вложения» на панели инструментов. Данная кнопка открывает окно с капиталовложениями по кредитовому счету Операции. Указанные позиции встанут в таблицу **«Капиталовложения»**, а сумма в табличной части ОС будет пересчитана, исходя их суммы стоимостей капиталовложений.
В хозяйственной деятельности организации часто сталкиваются с необходимостью проведения модернизации устаревшего оборудования.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию могут увеличивать первоначальную стоимость основных средств такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) такого основного средства. Аналогичные правила установлены и для налогового учета.
Срок полезного использования в бухгалтерском учете должен быть пересмотрен, если в результате проведенной реконструкции или модернизации произошло улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств.
При увеличении срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете, он может быть увеличен и для целей налогового учета, однако только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
В системе для отражения увеличения первоначальной стоимости основных средств по бухгалтерскому и налоговому учету, а также для изменения срока их полезного использования предназначен документ **«Акт переоценки»**.
Рассмотрим пример Уценки ОС > 40000. В табличной части необходимо выбрать основное средство для уценки и затем в колонках «Изменение по БУ» и «Изменение по НУ» выбрать сумму, на которую уменьшается стоимость.
Документ **«Акт перемещения»** используется при передаче ОС или группы ОС другому подразделению, другому МОЛу, при смене статьи затрат, при частичном перемещении (передачи нескольких штук из одной карточки ОС в другое подразделение).
В шапке документа необходимо выбрать ***Дебетовую и кредитовую аналитики (Склад/Мол)***, ***Операцию*** и затем в табличной части выбрать ***ОС***, которые необходимо перемесить с одного Склада/МОЛ на другой.
Документ **«Акт выбытия»** предназначен для отражения в учете выбытия основного средства в связи с моральным и физическим износом, а также при ликвидации в связи с чрезвычайной ситуацией. Документом оформляют списание основных средств, стоимость которых была списана сразу при принятии к учету, и основных средств, по которым начислялась амортизация в течении срока эксплуатации.
Для каждого объекта основных средств указывается текущая балансовая стоимость, сумма накопленной на начало месяца амортизации, расчетная сумма амортизации, которая должна быть до начислена за текущий месяц.
При списании основного средства необходимо оформить акт о списании объекта основных средств. Для этого необходимо нажать кнопку «Печать» и сформировать печатную форму ОС-4.
Если основное средство выбывает не по ветхости и износу, то оформляется документ **«Акт выбытия»**, но с указанием покупателя в шапке документа. В данном случае документ предназначен для оформления продажи основных средств.
По правилам бухгалтерского учета инвентаризация основных средств обязательно проводится в следующих случаях:
- Один раз в три года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
- При передаче основных средств в аренду, выкупе, продаже.
- При смене материально-ответственных лиц.
- При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи основных средств.
-В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
- При реорганизации или ликвидации организации.
Цель инвентаризации основных средств заключается в выявлении фактического наличия основных средств и проверке соответствия данных бухгалтерского учета по количеству и стоимости основных средств фактическому наличию таких объектов в количественном и стоимостном выражении и последующем отражении в учете принятия обнаруженных объектов и (или) выбытия не обнаруженных.
Инвентаризация проводится на основании приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации (форма ИНВ-22) инвентаризационной комиссией, которая утверждается руководителем организации. Реквизиты приказа о проведении инвентаризации и состав комиссии отражается в первичных документах по инвентаризации.
Документ **«Инвентаризация объектов ОС»** предназначен для оформления результатов инвентаризации основных средств организации. Документ находится в главном меню системы.
В шапке документа необходимо указать *дату инвентаризации, счет и Склад/МОЛ*, который будет инвентаризироваться. Данные учета заполняются по данным информационной базы при помощи кнопки **«Загрузить»**.
<i>Рисунок 16 Форма документа «Инвентаризация объектов ОС»</i>
</div>
Выявленные в ходе инвентаризации объекты основных средств можно добавить в табличную часть при помощи кнопки **«Добавить»** над табличной частью документа.
Для основных средств, по которым не заполнены данные учета, можно ввести фактическую стоимость. Фактическая стоимость основных средств, числящихся в учете, считается равной учетной. Редактировать ее нельзя.
Документ **«Инвентаризация объектов ОС»** в бухгалтерском и налоговом учете не отражается, однако по результатам инвентаризации возможно проведение следующих операций:
- Принятие к учету основных средств, по которым в результате инвентаризации выявлен излишек. Такие основные средства по правилам бухгалтерского учета подлежат оприходованию по текущей рыночной стоимости и отнесению на финансовые результаты организаций в качестве внереализационных доходов. Для этого необходимо использовать документ **«Акт приемки»**.
- Списание основных средств, по которым в результате инвентаризации выявлена недостача. Для этого следует воспользоваться документом **«Акт выбытия»**.
- Изменение местонахождения основных средств, по которым в результате инвентаризации выявлена недостача в одном подразделении и излишек в другом. Для этого нужно использовать документ **«Акт перемещения»**.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
Документ **«Расчет амортизации»** предназначен для запуска расчета амортизации тех объектов основных средств/НМА, для которых стоимость погашается посредством начисления амортизации.
Для расчета износа нужно указать дату расчета, выбрать Операцию «Расчет амортизации» и Счет (или несколько счетов), затем нажать на кнопку **«Сформировать»**.
Документ предназначен для учета данных о производимых сторонними организациями ремонтов ОС. Данные в документе разбиты на 4 закладки: Основная, Отчетная калькуляция, Дефектная ведомость и Подписи, комиссия.
На закладке **«Основная»** вносятся данные об основном средстве, организации-исполнителе, виде и типе ремонта, стоимости и количестве ремонта.
Справочник **"Амортизационные группы ОС"** предназначен для хранения информации об установленные нормативным актом группы объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированные на основании сроков полезного использования.
Справочник **"Драгметаллы"** предназначен для хранения информации о драгметаллах, учитываемых в составе ОС. Содержит одно поле – наименование драгметалла.
Документ **"Амортизация за период"** за период предназначен для просмотра начисленной амортизации за произвольный период. Необходимо указать период и вид данных(развернутый/свернутый) и нажать кнопку **«Сформировать»**. Данные по амортизации будут загружены в табличную часть. По кнопке **«Печать»** формируется отчет по Начислению амортизации.
Документ предназначен для просмотра данных по движению ОС. Можно установить фильтр по Типу операции (все/приходы/расходы), типу документов и инвентарному номеру ОС. Затем нажать кнопку **«Загрузить»** - табличная часть заполнится данными по движению ОС в соответствие с выбранными параметрами.