- формирование аналитических форм с учетом требуемой группировки данных и накладываемых ограничений (анализ дебиторской и кредиторской задолженностей, актов сверки и т.д.).
**Входящий счет-фактура по авансам** — это документ, который подтверждает получение аванса от покупателя или клиента. Он содержит информацию о сумме аванса. Счет-фактура может использоваться для учета и контроля финансовых операций, а также для дальнейшего выставления окончательного счета после выполнения обязательств по договору.
После заполнения всех сведений укажите статус документа. Документ сохраняется с Проводками только в том случае, если имеет статус Принят к учету, при других статусах проводки в баланс не проводятся. Сохраните документ.
**Исходящий счет-фактура по авансам** — отражает операцию - При получении аванса организацией-плательщиком НДС предприятие должно выставить счет-фактуру на сумму, оставшуюся после отгрузки.
После заполнения всех сведений укажите статус документа. Документ сохраняется с Проводками только в том случае, если имеет статус Принят к учету, при других статусах проводки в баланс не проводятся. Сохраните документ.
### Сопоставление оплаты-отгрузки из первичного документа
В первичных документах Платежное поручение, Приход денег по банку, Приходная накладная, Расходная накладная предусмотрена возможность сопоставления оплаты и отгрузки (привязки платежа к счетам-фактурам) по кнопке **Оплата** на панели инструментов.
Первичный документ (Платежное поручение, Приход денег по банку, Приходная накладная, Расходная накладная) должен быть заполнен и проведен. После нажатия на кнопку **Оплата** откроется окно, состоящее из двух табличных форм. Верхняя табличная форма содержит данные по Дебетовым остаткам по контрагенту (Счет БУ, Договор, Спецификация, Номер и дата первичного документа (счет-фактура, платеж), Сумма остатка по первичному документу (счет-фактура, платеж) и Сумма закрытия текущим документом). Нижняя табличная форма содержит данные по Кредитовым остаткам по контрагенту (Счет БУ, Договор, Спецификация, Номер и дата первичного документа (счет-фактура, платеж), Сумма остатка по первичному документу (счет-фактура, платеж) и Сумма закрытия текущего документа). Для привязки текущего документа к определенной счет-фактуре/платежу необходимо выбрать в верхней таблице интерфейса первичный документ (счет-фактура, платеж) двойным кликом мыши. Если привязка оплаты производится в хронологическом порядке (без выбора конкретного документа закрытия), то можно воспользоваться кнопками внизу формы **Сопоставить** или **Сопоставить и сохранить**.
После сопоставления и сохранения в системе создается документ Сопоставление оплаты-отгрузки. При повторном нажатии на кнопку **Оплата** в первичном документе (Платежное поручение, Приход денег по банку, Приходная накладная, Расходная накладная) система выдаст предупреждение:
**Взаимозачет** - это способ безналичных расчетов, в основе которого лежит зачет взаимных требований, возникающих у предприятий и организаций в связи с поставками материальных ценностей или оказанием услуг.
Укажите балансовый Счет, Контрагента и его Договор по дебету и по кредиту, нажмите на кнопку **Оплата**. В появившемся окне выберите документы для взаимозачета.
**Переводы долга** - это передача долга по обязательству должником другому лицу.
Для работы с документом откройте реестр **Переводы долга**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**.

В новом документе введите Счет, Контрагента, Договор и нажмите кнопку **Выбрать первичные документы**. Проделать эти действия для дебетовой и кредитовой стороны.
В результате загружаются строки в табличную часть документа:

После заполнения всех сведений нужно указать статус документа. Документ сохраняется с проводками, имея статус **Принят к учету**. При других статусах проводки в баланс не проводятся.
**Акт инвентаризации расчетов** используется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами-кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах.
Для работы с документом откройте реестр **Акт инвентаризации расчетов**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности помогает понять, устойчиво ли финансовое состояние компании и какие факторы негативно на него влияют. Детальный анализ задолженности позволит определить слабые места, устранение которых поможет компании нарастить прибыльность и устойчивость.
Данная форма состоит из круговой диаграммы и таблицы. Задолженность в разрезе контрагентов и первичных документов раскрашенные разными цветами в зависимости от принадлежности к группе. Цвет и группа указаны под круговой диаграммой.
Для загрузки по конкретному контрагенту необходимо заполнить поле Организация. Круговая диаграмма отображает все эти задолженности и позволяет их фильтровать . При клике по нужному сектору окружности будут отобраны только соответствующие задолженности, например, при клике на зеленый сектор получим следующую таблицу.
В поле круговой диаграммы также можно убрать отображение ненужных вам секторов: под самой диаграммой есть параметры, при клике на квадратики которых они будут убираться или добавляться соответственно.
Например, интересует только задолженность от 31 до 90 дней. Нажав на кнопку **Показать все** будут показаны все задолженности вне зависимости, как на данный момент выглядит диаграмма:
Учет НДС в «Lexema-ERP» ведется автоматически на основании документов и операций, которые вводятся пользователями в информационную базу, а также ряда специализированных документов, описание которых приведено ниже. «Lexema-ERP» обеспечивает автоматическое формирование отчетных форм, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и другими нормативными документами:
**Книга покупок** предназначена для регистрации документов, подтверждающих оплату налога на добавленную стоимость при покупке товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в целях определения суммы налога, подлежащей вычету в порядке, установленном Налоговым Кодексом.
После внесения всех данных при создании документа или изменения существующего нужно выйти из документа с сохранением, воспользовавшись кнопками на панели инструментов.
После формирования данных печатную форму книги покупок получаем по кнопке Печать на панели инструментов.
Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур, а иногда и других документов, при реализации товаров организациями и предпринимателями во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость.
После внесения всех данных при создании документа или изменения существующего нужно выйти из документа с сохранением, воспользовавшись кнопками на панели инструментов.