# Дебиторы-кредиторы Модуль предназначен для организации учета дебиторской и кредиторской задолженностей. Функциональный состав модуля: - регистрация платежей и счетов-фактур - оформление актов взаимозачетов, договоров переуступки долга - сопоставление платежей и счетов-фактур в разрезе договоров - инвентаризация дебиторской, кредиторской задолженности - формирование резерва по сомнительным долгам - формирование аналитических форм с учетом требуемой группировки данных и накладываемых ограничений (анализ дебиторской и кредиторской задолженностей, актов сверки и т.д.). ## Входящий счет-фактура по авансам **Входящий счет-фактура по авансам** — это документ, который подтверждает получение аванса от покупателя или клиента. Он содержит информацию о сумме аванса. Счет-фактура может использоваться для учета и контроля финансовых операций, а также для дальнейшего выставления окончательного счета после выполнения обязательств по договору. Для работы с документом откройте реестр **Входящий счет-фактура по авансам**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](1.png) При создании документа автоматически заполняются поля: * **Организация** - заполняется той, в которой вы находитесь, но можно выбрать другую из выпадающего списка. * **Номер** - заполняется поочередно, но можно редактировать вручную. * **Дата** - заполняется текущей датой. * **Статус** - заполняется значением "Создан". * **Счет** - заполняется значением "60.02" Обязательными полями являются: ![](image.png) * **Контрагент** – заполняется выбором из списка (![](3.png)). После выбора контрагента автоматически заполняется его ИНН. * **№ Счет-фактуры** – текстовое поле, данные вносятся вручную. * **Дата счет-фактуры** – заполняется выбором из ![](4.png). Дополнительно заполняются такие поля как **Договор**, **Приложение к договору**. После внесения данных нажмите кнопку **Выбрать документы**: ![](5.png) Откроется окно с Платежными поручениями. Выделите необходимый документ и нажмите на кнопку **Добавить**. ![](6.png) После заполнения всех сведений укажите статус документа. Документ сохраняется с Проводками со всеми статусами, кроме "Создан". Сохраните документ. ![](7.png) Для просмотра Проводок нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов. ![](10.png) Откроется Журнал проводок: ![](8.png) ## Исходящий счет-фактура по авансам **Исходящий счет-фактура по авансам** — отражает операцию - При получении аванса организацией-плательщиком НДС предприятие должно выставить счет-фактуру на сумму, оставшуюся после отгрузки. Для работы с документом откройте реестр **Исходящий счет-фактура по авансам**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-1.png) Документ создается двумя способами: 1. По кнопке **Провести расчет**, расположенную на панели управления реестра 2. По кнопке **Создать** из реестра документов ### Создание документа по кнопке **Провести расчет** Расчет делается только после того, как произвелось сопоставление по счетам расчетов с покупателями. Нажмите на кнопку **Провести расчет**, откроется окно, в котором необходимо ввести такие данные как: ![](image-2.png) Поля, обязательные для заполнения: * **Период с/по** – заполняется выбором из ![](3-1.png). * **Счет** – заполняется автоматически, прописывается счет авансов. Нажмите кнопку Ок. В реестре отразится созданный документ: ![](image-3.png) ### Создание документа по кнопке **Создать** Нажмите кнопку **Создать**, откроется новый документ, в котором необходимо заполнить следующие обязательные поля: ![](image-4.png) * **Контрагент** – заполняется выбором из списка (![](7-1.png)). * **Период с/по** – заполняется выбором из ![](3-2.png). * **Счет аванса** – прописывается счет авансов. Для заполнения табличной части нажмите **Загрузить**: ![](image-5.png) После заполнения всех сведений укажите статус документа. Документ сохраняется с Проводками при всех статусах, кроме "Создан".Сохраните документ. Для просмотра Проводок нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов: ![](10-1.png) Откроется Журнал проводок: ![](image-6.png) По кнопке **Печать** формируется печатная форма документа в новой вкладке. ## Сопоставление оплаты-отгрузки **Сопоставление оплаты-отгрузки** – документ сцепки счетов-фактур (отгрузка) и платежных поручений (оплата). Документ создается 3 способами: 1. По кнопке **Загрузить сопоставление** в реестре Сопоставления оплаты-отгрузки. 2. По кнопке **Создать** из реестра Сопоставления оплаты-отгрузки. 3. По кнопке **Оплата** из первичного документа ### Создание документа по кнопке **Загрузить сопоставление** В реестре документов нажмите кнопку **Загрузить сопоставление**. Откроется окно ввода данных: ![](image-7.png) Из выпадающего списка выберите организацию, а затем нажмите ОК. ![](image-8.png) Загрузятся все Сопоставления по указанным критериям: ![](image-9.png) ### Создание документа по кнопке **Создать** Для работы с документом откройте реестр **Сопоставление оплаты-отгрузки**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-10.png) Поля, обязательные для заполнения: ![](image-11.png) **Организация** по дебету – выбирается из выпадающего списка (![](3-3.png)). После указания автоматически заполняется **Организация** по кредиту. По необходимости укажите Договор. После внесения необходимых данных нажмите кнопку **Оплата**: ![](image-12.png) В открывшемся окне выберите первичный документ и документ для сопоставления и сохранить документ: ![](5-2.png) Сопоставление отобразится в табличной части документа: ![](image-13.png) Сохраните документ. ### Сопоставление оплаты-отгрузки из первичного документа В первичных документах Платежное поручение, Приход денег по банку, Приходная накладная, Расходная накладная предусмотрена возможность сопоставления оплаты и отгрузки (привязки платежа к счетам-фактурам) по кнопке **Оплата** на панели инструментов. ![](image-14.png) Первичный документ (Платежное поручение, Приход денег по банку, Приходная накладная, Расходная накладная) должен быть заполнен и проведен. После нажатия на кнопку **Оплата** откроется окно, состоящее из двух табличных форм. Верхняя табличная форма содержит данные по Дебетовым остаткам по контрагенту (Счет БУ, Договор, Спецификация, Номер и дата первичного документа (счет-фактура, платеж), Сумма остатка по первичному документу (счет-фактура, платеж) и Сумма закрытия текущим документом). Нижняя табличная форма содержит данные по Кредитовым остаткам по контрагенту (Счет БУ, Договор, Спецификация, Номер и дата первичного документа (счет-фактура, платеж), Сумма остатка по первичному документу (счет-фактура, платеж) и Сумма закрытия текущего документа). Для привязки текущего документа к определенной счет-фактуре/платежу необходимо выбрать в верхней таблице интерфейса первичный документ (счет-фактура, платеж) двойным кликом мыши. Если привязка оплаты производится в хронологическом порядке (без выбора конкретного документа закрытия), то можно воспользоваться кнопками внизу формы **Сопоставить** или **Сопоставить и сохранить**. ![](Безымянный.png) После сопоставления и сохранения в системе создается документ Сопоставление оплаты-отгрузки. При повторном нажатии на кнопку **Оплата** в первичном документе (Платежное поручение, Приход денег по банку, Приходная накладная, Расходная накладная) система выдаст предупреждение: ![](12.png) При нажатии на **Да** откроется документ Сопоставление оплаты-отгрузки. Для просмотра Проводок нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов. ![](image-15.png) ## Взаимозачет **Взаимозачет** - это способ безналичных расчетов, в основе которого лежит зачет взаимных требований, возникающих у предприятий и организаций в связи с поставками материальных ценностей или оказанием услуг. Для работы с документом откройте реестр **Взаимозачет**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-16.png) Укажите балансовый Счет, Контрагента и его Договор по дебету и по кредиту. ![](image-17.png) Нажмите на кнопку **Оплата**. В появившемся окне выберите документы для взаимозачета. ![](2-3.png) В форму документа загрузятся сопоставленные строки с выбранными документами. ![](3-4.png) Сохраните документ. Для просмотра Проводок нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов. ![](image-18.png) ## Переводы долга **Переводы долга** - это передача долга по обязательству должником другому лицу. Для работы с документом откройте реестр **Переводы долга**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-19.png) В новом документе введите Счет, Контрагента, Договор и нажмите кнопку **Выбрать первичные документы**. Проделать эти действия для дебетовой и кредитовой стороны. ![](image-20.png) В результате загружаются строки в табличную часть документа: ![](image-21.png) После заполнения всех сведений нужно указать статус документа. Документ сохраняется с проводками, со всеми статусами, кроме "Создан". Посмотреть проводки по документу можно по соответствующей кнопке ![](image-22.png) ## Акт инвентаризации расчетов **Акт инвентаризации расчетов** используется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами-кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Для работы с документом откройте реестр **Акт инвентаризации расчетов**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-23.png) В новом документе введите балансовый Счет, фильтры, которые понадобятся для вашего отчета и нажмите на кнопку **Сформировать** на панели инструментов. ![](image-24.png) После формирования сведений сохраните документ. Нажатием на кнопку **Печать** на панели инструментов, в новой вкладке откроется печатная форма документа. ## Акт сверки **Акт сверки** — это документ, отражающий состояние взаимных расчетов между сторонами за определенный период. Для работы с документом откройте реестр **Акт сверки**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-25.png) Заполните такие поля как Контрагент, Договор, укажите период на панели инструментов и загрузите сведения по кнопке **Сформировать**. ![](image-27.png) После нажатия на кнопку **Сформировать** в табличной части отразились сведения Контрагента. ![](image-28.png) Во вкладке Подписи контрагента заполняются ФИО руководителя, которые будут отражаться в отчетах: ![](image-26.png) Во вкладке Подписи своей организации указывается Должность человека, ответственного за подписи в отчетах: ![](image-29.png) Сохраните документ по кнопке ![](image-30.png) При нажатии на кнопку "Печать" на панели инструментов, откроется печатная форма документа в новой вкладке. ## Анализ кредиторской-дебиторской задолженности Анализ дебиторской и кредиторской задолженности помогает понять, устойчиво ли финансовое состояние компании и какие факторы негативно на него влияют. Детальный анализ задолженности позволит определить слабые места, устранение которых поможет компании нарастить прибыльность и устойчивость. Откройте аналитическую форму, заполните фильтры, которые нужны вам для отчета и нажмите кнопку **"Загрузить"**. ![](image-31.png) Данная форма состоит из круговой диаграммы и таблицы. Задолженность в разрезе контрагентов и первичных документов раскрашенные разными цветами в зависимости от принадлежности к группе. Цвет и группа указаны под круговой диаграммой. ![](image-32.png) Для загрузки по конкретному контрагенту необходимо заполнить поле Организация. Круговая диаграмма отображает все эти задолженности и позволяет их фильтровать. При клике по нужному сектору окружности будут отобраны только соответствующие задолженности, например, при клике на желтый сектор получим следующую таблицу. ![](image-33.png) В поле круговой диаграммы также можно убрать отображение ненужных вам секторов: под самой диаграммой есть параметры, при клике на квадратики которых они будут убираться или добавляться соответственно. ![](5-4.png) Например, интересует только задолженность от 31 до 90 дней. Нажав на кнопку **Показать все** будут показаны все задолженности вне зависимости, как на данный момент выглядит диаграмма: ![](6-3.png) ## Книга покупок Учет НДС в «Lexema-ERP» ведется автоматически на основании документов и операций, которые вводятся пользователями в информационную базу, а также ряда специализированных документов, описание которых приведено ниже. «Lexema-ERP» обеспечивает автоматическое формирование отчетных форм, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и другими нормативными документами: * Книга продаж * Книга покупок * Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость **Книга покупок** предназначена для регистрации документов, подтверждающих оплату налога на добавленную стоимость при покупке товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в целях определения суммы налога, подлежащей вычету в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Для работы с документом откройте реестр **Книга покупок**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-34.png) Укажите нужные вам фильтры для отчета и нажмите на кнопку **Сформировать**. ![](image-35.png) После внесения всех данных при создании документа или изменения существующего нужно выйти из документа с сохранением, воспользовавшись кнопками на панели инструментов. ![](image-36.png) При нажтии на кнопку "Печать" на панели инструментов, откроется печатная форма документа в новой вкладке. ## Книга продаж Книга продаж предназначена для регистрации счетов-фактур, а иногда и других документов, при реализации товаров организациями и предпринимателями во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость. Для работы с документом откройте реестр **Книга продаж**. Для создания нового документа нажмите кнопку **Создать**. ![](image-37.png) Укажите нужные вам фильтры для отчета и нажмите на кнопку **Сформировать**. ![](image-38.png) После внесения всех данных при создании документа или изменения существующего нужно выйти из документа с сохранением, воспользовавшись кнопками на панели инструментов. ![](image-36.png) При нажатии на кнопку "Печать" на панели инструментов, откроется печатная форма документа в новой вкладке.